Аналитические записки ИЕ РАН

Кира Анатольевна Годованюк "Соединенное Королевство между брекзитом и пандемией: международный аспект". Аналитическая записка №22, 2020 (№205)

Пандемия COVID-19 – не только испытание для внутренней политики, системы здравоохранения и тест на доверие населения к власти, но и причина значительных изменений в международной повестке. Брекзит ознаменовал новую страницу во внешней политике Великобритании, однако именно коронакризис ускорит разработку новой внешнеполитической стратегии страны. Автор анализирует позицию Лондона в отношении ключевых глобальных игроков. Сделан вывод, что Соединенное Королевство после пандемии будет встраиваться в новый мировой порядок с высокой степенью информационной конфронтации. Лондон ускорит выработку стратегии на китайском треке, а также может скорректировать степень влияния США на собственную внешнюю политику.

Владислав Борисович Белов "ФРГ: партийно-политическая жизнь в условиях пандемии". Аналитическая записка №21, 2020 (№204)

Скандальные выборы в ландтаг Тюрингии в начале февраля 2020 г., оказали существенное влияние на партийно-политические процессы Германии, в первую очередь, на народные партии, входящие в правительство «Большой коалиции». В марте внутрипартийные дискуссии отошли на второй план, уступив место объединению усилий всех политических сил в борьбе с пандемией коронавируса. ХДС/ХСС и СДПГ получили безоговорочную поддержку оппозиции в Бундестаге и Бундесрате, незамедлительно утвердивших правительственный пакет антикризисных мер. Но уже со второй половины апреля политическая конкуренция вновь стала набирать обороты, обозначив особенности федерализма Германии и начало неформальной кампании за места в будущем составе нижней палаты парламента ФРГ.

Михаил Владимирович Ведерников "Новое правительство Словакии: первый месяц в должности". Аналитическая записка №20, 2020 (№203)

Значительные внутриполитические события в Словакии весной 2020 г. проходят на фоне распространения коронавирусной инфекции и борьбы с ней. Перемены связаны с приходом к власти нового правительства во главе с И. Матовичем. Будучи непримиримым борцом со своими предшественниками, представителями партии «СМЕР – социальная демократия», новый премьер не ослабил набранный в ходе предвыборной кампании темп и продолжил использовать антисмеровскую риторику в своей деятельности. В условиях кризиса, как показывает анализ событий, такой подход контрпродуктивен. Более того, в новом коалиционном правительстве в первый месяц его функционирования наметились конфликтные ситуации и разногласия между членами.

Елена Владимировна Ананьева "Коронавирус в Британии". Аналитическая записка №19, 2020 (№202)

Правительство Британии в рамках борьбы с пандемией коронавируса первоначально придерживалось концепции «коллективного иммунитета». Однако в середине апреля, когда стало известно, что официальная статистика заболеваемости сильно занижена, а последствия для экономики серьезны, оно активизировало свою деятельность. Состояние системы здравоохранения стало вопросом национальной безопасности. Тем не менее, Лондон не намерен принимать участие в совместных с ЕС мерах по борьбе с коронавирусной инфекцией и продлевать переговоры с Брюсселем о будущих отношениях.

Белов Владислав Борисович "COVID-19 как зеркало цифровой трансформации Германии". Аналитическая записка №18, 2020 (№201)

Цифровая трансформация уже несколько лет является «больным ребёнком» правительства Германии. Несмотря на многочисленные инициативы, пакты, программы и мероприятия «Большой коалиции», находящейся у власти с декабря 2013 г., ФРГ по уровню дигитализации существенно уступает другим ведущим промышленным державам. Кризисные процессы, вызванные пандемией коронавируса, ещё сильнее обнажили существующие дефициты цифровизации во всех сферах экономики и политики Германии. В записке анализируется их актуальное состояние и перспективы дальнейшего развития, в т.ч. в контексте кооперации ФРГ и РФ.

Шиманская Ольга Константиновна "Государственно-церковные отношения (европейский опыт)". Аналитическая записка №17, 2020 (№200)

В статье даётся сравнительный анализ развития европейского и российского законодательства в части государственно-конфессиональных отношений и употребления сакральных понятий в преамбуле конституций некоторых стран Европы. Введение в законодательный оборот сакральных словоупотреблений артикулирует внимание законодателей и правоприменителей на исторически присущих Европе христианских ценностях. Основные модели государственно-конфессиональных отношений (идентификационная, отделительная и кооперационная), сложившиеся в современной Европе, постоянно корректируются в соответствии с общественными запросами (миграцией, общепопуляционным кризисом, вызванным коронавирусом).

Роман Николаевич Лункин "Православие в борьбе с коронавирусом и в оппозиции к власти". Аналитическая записка №16, 2020 (№199)

В статье проанализированы особенности реакции религиозных организаций на пандемию коронавируса и ее влияние на отношение церквей и власти. Основное внимание уделено позиции православных церквей, прежде всего, Русской православной церкви (РПЦ). Политика РПЦ представлена в широком международном контексте. В целом религиозные организации проявили лояльность к требованиям властей, но некоторые аспекты соблюдения карантина потребовали особых условий и подхода со стороны чиновников и верующих. Действия религиозных организаций в ходе коронакризиса показали их глубокую вовлеченность в социальное служение, способность к мобилизации ресурсов на помощь нуждающимся.

Петр Викторович Осколков "Популизм и корона: как пандемия влияет на правопопулистские партии Европы?" Аналитическая записка №15, 2020 (№198)

Пандемия COVID-19 – это серьёзный вызов не только для здоровья жителей ЕС и экономической сферы, но и для политического поля. Различные политические силы вырабатывают собственные стратегии поведения в условиях пандемии, успех которых во многом будет зависеть от дальнейшей кризисной динамики. Автор анализирует уже имеющийся эффект и возможные последствия распространения в мире коронавируса для правопопулистских партий Европейского союза: может ли популизм извлечь выгоду из сложившейся ситуации, пройти «тест на прочность» в кризисных условиях и реабилитироваться до очередных национальных выборов.

Ольга Юрьевна Потемкина "Европейский союз: ограничение передвижения граждан как средство борьбы с COVID-19". Аналитическая записка №14, 2020 (№197)

Автор анализирует три группы мер, предпринимаемых Брюсселем для борьбы с пандемией коронавируса COVID-19: восстановление контроля на внутренних границах, запрет на передвижение внутри ЕС и Шенгенской зоны; ограничение или запрет на пересечение внешних границ Евросоюза гражданами третьих стран. Изначально лидеры ЕС не намеревались вводить подобные меры и призвали государства-члены к координации действий лишь после того, как те стали вводить ограничения в одностороннем порядке. Законность вводимых запретов основана на ряде законодательных актов ЕС, но реализация предложенных мер на практике представляется весьма трудным делом.

Владислав Борисович Белов "Новая промышленная стратегия Евросоюза". Аналитическая записка №13, 2020 (№196)

10 марта 2020 года Еврокомиссия (ЕК) опубликовала три документа, формирующих представление о новой промышленной стратегии Евросоюза, призванной заменить прежнюю, принятую в мае 2017 г. Их лейтмотивом является повышение конкурентоспособности хозяйственно-политического пространства ЕС за счёт индустриального сектора в условиях так называемого «двойного перехода» экологической и цифровой трансформации. Особое внимание ЕК уделяет суверенитету, промышленным экосистемам, новым альянсам, прорывным технологиям, роли малого и среднего бизнеса, а также устранению существующих препятствий для бизнеса на едином внутреннем рынке. Автор анализирует основные положения новой стратегии, оценивает их содержание и перспективы внедрения.

Людмила Олеговна Бабынина "Коронавирус: что может сделать и делает Европейский союз". Аналитическая записка №12, 2020 (№195)

Тяжелая ситуация с распространением коронавируса в Европе закономерно привела к целому ряду ответных мер со стороны национальных правительств. Во многих государствах ЕС стали звучать обвинения в бездействии в адрес общеевропейских органов власти. Однако, они не имеют под собой достаточных оснований, поскольку функции и возможности деятельности Евросоюза четко ограничены в основополагающем договоре ЕС. Автор анализирует, что именно и в каких областях может сделать и уже делает Евросоюз для борьбы с коронавирусом и его последствиями, где его действия наиболее эффективны, и к каким результатам привели односторонние меры государств-членов.

Любовь Николаевна Шишелина "Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией". Аналитическая записка №11, 2020 (№194)

В статье анализируются особенности подхода стран Вишеградской группы к борьбе с глобальной пандемией COVID-19. Прослеживается их очевидно отличная от общеевропейской мобилизационная стратегия, свидетельствующая о большой ответственности сравнительно молодых членов Европейского союза за свое население. Тем не менее, на фоне охваченных пандемией и погруженных в борьбу с ней поодиночке Германии, Франции, Италии, Испании и других «ядрообразующих» стран ЕС, решительный подход правительств в Будапеште, Варшаве, Праге и Братиславе становится в ряде случаев основой для критики со стороны как Брюссельского истэблишмента в целом, так и ответственных лиц ряда стран. Возможно, столь решительному стремлению закрыться от «невидимой миграции» инфекции способствует накопленный Вишеградскими странами опыт борьбы с неконтролируемой миграцией.

Роман Николаевич Лункин "Будущее европейской идентичности на фоне коронакризиса". Аналитическая записка №10, 2020 (№193)

В статье проанализированы возможные последствия пандемии коронакризиса для европейской идентичности. Борьба с распространением вируса косвенно обострила проблемы солидарности, национального суверенитета, восприятия национальных традиций, культуры и религии. Трансформация, по мнению автора, коснется отношения к политкорректности, политики идентичности и прав меньшинств, будут пересмотрены ценности глобализации в сторону большей роли национальных интересов каждой страны. Сделан вывод, что европейская солидарность будет активно развиваться на уровне диалога между странами и между обычными людьми, а тема борьбы с коронавирусом войдет в историческую память европейцев.

Валерий Журавель "О новой государственной политике России в Арктической зоне до 2035 года". Аналитическая записка №9, 2020 (№192)

5 марта 2020 года Президент России В.В. Путин утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г. – важный документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, разработанный для защиты ее интересов в Арктике. Автор анализирует направления и задачи политики России в Арктике на ближайшие 15 лет, отмечая, что их комплексное выполнение будет способствовать повышению качества жизни людей в Арктической зоне, улучшению социально-экономического развития страны, повышению ее обороноспособности на арктическом направлении.

Денис Зеликсон "Энергетическое противостояние в Восточном Средиземноморье: позиция Греции". Аналитическая записка №8, 2020 (№191)

В январе 2020 года Греция, Кипр и Израиль подписали соглашение о строительстве Восточно-средиземноморского газопровода (EastMed). Создание нового элемента энергетической инфраструктуры в регионе призвано диверсифицировать импорт углеводородов в Юго-Восточную Европу. Техническая сложность и высокая стоимость газопровода позволяют говорить о его политическом характере. За счет проекта Израиль и Кипр хотят привлечь ЕС и США к сдерживанию распространения влияния Турции в регионе. В свою очередь, Афины не ставят перед собой такой цели и подчеркивают исключительно мирный и экономический характер соглашения.

Михаил Ведерников "Парламентские выборы в Словакии". Аналитическая записка №7, 2020 (№190)

В феврале 2020 года в Словакии прошли очередные парламентские выборы, которые могут стать прологом к началу кардинальных изменений в политической жизни страны. Они подвели черту под политическим доминированием партии «СМЕР – социальная демократия», которая находилась у власти с 2006 г. Победу одержало движение Обычные люди и независимые личности, которому удалось добиться значительного успеха благодаря обещаниям по борьбе с коррупцией. В свою очередь неожиданными итоги голосования стали для либеральных партий, которые согласно предвыборным исследованиям, рассматривались в качестве основных претендентов на участие в формировании нового правительства. Впрочем, несогласованность их действий привела к тому, что один из фаворитов – коалиция партий «Прогрессивная Словакия» и «Вместе» – не сумел пройти в парламент.

Марина Колесникова "Контуры морской политики ЕС – 2020: председательство Хорватии в Совете ЕС". Аналитическая записка №6, 2020 (№189)

В январе 2020 года Хорватия представила профильным комитетам Европейского парламента сведения о приоритетах своего председательства в Совете Европейского союза, информация о которых была включена в национальную программу. Инициативы, предложенные Хорватией, демонстрируют курс ЕС на экологизацию и цифровизацию, в том числе в морской сфере. В записке анализируются дальнейшие направления и перспективы развития отдельных областей морской политики ЕС, в частности, «синей экономики».

Олег Охошин "Объединенная Ирландия: Шинн Фейн на пути к подготовке референдума". Аналитическая записка №5, 2020 (№188)

25 февраля 2020 года в Дублине прошло публичное собрание партии Шинн Фейн, которая запланировала провести голосование среди ирландцев по вопросу объединения Ирландии. В случае положительного результата у партии возникнут весомые основания для того, чтобы потребовать от британского правительства соответствующий референдум. На фоне последних событий позиции Шинн Фейн усилились – её северному крылу во главе с Мишель О’Нил удалось заключить соглашение с юнионистами и восстановить работу Североирландской Ассамблеи в январе 2020 года, а южное крыло, возглавляемое Мэри Лу Макдональд, заняло второе место на парламентских выборах в Республике Ирландия в феврале 2020 года. План объединения Ирландии после брекзита становится для ирландских националистов еще более достижимым в условиях, когда Соединенное Королевство занято переговорами с ЕС.

Владислав Белов «Северный поток – 2» в контексте Мюнхенской конференции по безопасности. Аналитическая записка №4, 2020 (№187)

В докладе, опубликованном накануне Мюнхенской конференции по безопасности (14-16 февраля 2020 г.), особое внимание эксперты уделили рискам, связанным с осуществлением проекта «Северный поток – 2». В основном, они повторили тезисы, которые официальный Вашингтон последовательно озвучивает с середины 2017 г., обосновывая «справедливость и объективность» введения санкций против участников проекта. Лейтмотив: поставки российского газа через 3 и 4 нитки морского газопровода угрожают энергетической безопасности и суверенитету Евросоюза – основному партнёру США, а, значит, и самим Соединённым Штатам. Дискуссии вокруг «Северного потока – 2» продолжились на самой конференции. Они показали отсутствие единства по этому вопросу среди американских и европейских участников. В этой записке автор анализирует прошедшие дискуссии в Мюнхене, а также состояние и перспективы реализации одного из крупнейших проектов «Газпрома» и его партнёров в Европе.

Ольга Потемкина "Европейский союз в поисках идеальной системы управления". Аналитическая записка №3, 2020 (№186)

Аналитическая записка приурочена к началу подготовки Конференции о будущем Европы, которая призвана стать платформой для объединения мнений институтов ЕС и государств-членов, а самое главное, обеспечить прямое участие граждан ЕС в обсуждении приоритетных задач Евросоюза на среднесрочную перспективу. Автор анализирует позиции Европарламента, Комиссии и Совета ЕС, представленные накануне меж-институциональных переговоров, и делает вывод о значительных расхождениях в представлениях институтов ЕС об организации Конференции, что, несомненно, затруднит разработку и принятие совместной Декларации. Главный камень преткновения – изменение Договора о ЕС для проведения институциональной реформы, на этом настаивает Европарламент, в то время как Совет ЕС не высказывает никакого энтузиазма по данному поводу.