Аналитика

Статьи: аналитические записки, аналитические статьи, научные статьи.

Статьи. Серия "Аналитические записки Института Европы РАН".

Статьи. Серия "Аналитические записки Института Европы РАН".


Серия «Аналитические записки Института Европы РАН» издается Институтом Европы РАН с 2015 года и представляет собой регулярное экспертное реагирование на глобальные и региональные проблемы, связанные с внешней политикой России, стран Европейского Союза, мировой и отечественной экономикой, эволюцией политических систем, социальными процессами, религиозным фактором жизни на евразийском пространстве. Серия выходит ежемесячно и публикуется в электронной версии на официальном сайте Института Европы РАН.

Ответственный редактор - Гусев К.Н., к.э.н., ведущий научный сотрудник ИЕ РАН.

Articles. Series "Analitycal papers of IE RAS".

 Articles. Series "Analitycal papers of IE RAS".

Владислав Борисович Белов "Новая промышленная стратегия Евросоюза". Аналитическая записка №13, 2020 (№196)

10 марта 2020 года Еврокомиссия (ЕК) опубликовала три документа, формирующих представление о новой промышленной стратегии Евросоюза, призванной заменить прежнюю, принятую в мае 2017 г. Их лейтмотивом является повышение конкурентоспособности хозяйственно-политического пространства ЕС за счёт индустриального сектора в условиях так называемого «двойного перехода» экологической и цифровой трансформации. Особое внимание ЕК уделяет суверенитету, промышленным экосистемам, новым альянсам, прорывным технологиям, роли малого и среднего бизнеса, а также устранению существующих препятствий для бизнеса на едином внутреннем рынке. Автор анализирует основные положения новой стратегии, оценивает их содержание и перспективы внедрения.

Людмила Олеговна Бабынина "Коронавирус: что может сделать и делает Европейский союз". Аналитическая записка №12, 2020 (№195)

Тяжелая ситуация с распространением коронавируса в Европе закономерно привела к целому ряду ответных мер со стороны национальных правительств. Во многих государствах ЕС стали звучать обвинения в бездействии в адрес общеевропейских органов власти. Однако, они не имеют под собой достаточных оснований, поскольку функции и возможности деятельности Евросоюза четко ограничены в основополагающем договоре ЕС. Автор анализирует, что именно и в каких областях может сделать и уже делает Евросоюз для борьбы с коронавирусом и его последствиями, где его действия наиболее эффективны, и к каким результатам привели односторонние меры государств-членов.

Любовь Николаевна Шишелина "Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией". Аналитическая записка №11, 2020 (№194)

В статье анализируются особенности подхода стран Вишеградской группы к борьбе с глобальной пандемией COVID-19. Прослеживается их очевидно отличная от общеевропейской мобилизационная стратегия, свидетельствующая о большой ответственности сравнительно молодых членов Европейского союза за свое население. Тем не менее, на фоне охваченных пандемией и погруженных в борьбу с ней поодиночке Германии, Франции, Италии, Испании и других «ядрообразующих» стран ЕС, решительный подход правительств в Будапеште, Варшаве, Праге и Братиславе становится в ряде случаев основой для критики со стороны как Брюссельского истэблишмента в целом, так и ответственных лиц ряда стран. Возможно, столь решительному стремлению закрыться от «невидимой миграции» инфекции способствует накопленный Вишеградскими странами опыт борьбы с неконтролируемой миграцией.

Роман Николаевич Лункин "Будущее европейской идентичности на фоне коронакризиса". Аналитическая записка №10, 2020 (№193)

В статье проанализированы возможные последствия пандемии коронакризиса для европейской идентичности. Борьба с распространением вируса косвенно обострила проблемы солидарности, национального суверенитета, восприятия национальных традиций, культуры и религии. Трансформация, по мнению автора, коснется отношения к политкорректности, политики идентичности и прав меньшинств, будут пересмотрены ценности глобализации в сторону большей роли национальных интересов каждой страны. Сделан вывод, что европейская солидарность будет активно развиваться на уровне диалога между странами и между обычными людьми, а тема борьбы с коронавирусом войдет в историческую память европейцев.

Валерий Журавель "О новой государственной политике России в Арктической зоне до 2035 года". Аналитическая записка №9, 2020 (№192)

5 марта 2020 года Президент России В.В. Путин утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г. – важный документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, разработанный для защиты ее интересов в Арктике. Автор анализирует направления и задачи политики России в Арктике на ближайшие 15 лет, отмечая, что их комплексное выполнение будет способствовать повышению качества жизни людей в Арктической зоне, улучшению социально-экономического развития страны, повышению ее обороноспособности на арктическом направлении.

Денис Зеликсон "Энергетическое противостояние в Восточном Средиземноморье: позиция Греции". Аналитическая записка №8, 2020 (№191)

В январе 2020 года Греция, Кипр и Израиль подписали соглашение о строительстве Восточно-средиземноморского газопровода (EastMed). Создание нового элемента энергетической инфраструктуры в регионе призвано диверсифицировать импорт углеводородов в Юго-Восточную Европу. Техническая сложность и высокая стоимость газопровода позволяют говорить о его политическом характере. За счет проекта Израиль и Кипр хотят привлечь ЕС и США к сдерживанию распространения влияния Турции в регионе. В свою очередь, Афины не ставят перед собой такой цели и подчеркивают исключительно мирный и экономический характер соглашения.

Михаил Ведерников "Парламентские выборы в Словакии". Аналитическая записка №7, 2020 (№190)

В феврале 2020 года в Словакии прошли очередные парламентские выборы, которые могут стать прологом к началу кардинальных изменений в политической жизни страны. Они подвели черту под политическим доминированием партии «СМЕР – социальная демократия», которая находилась у власти с 2006 г. Победу одержало движение Обычные люди и независимые личности, которому удалось добиться значительного успеха благодаря обещаниям по борьбе с коррупцией. В свою очередь неожиданными итоги голосования стали для либеральных партий, которые согласно предвыборным исследованиям, рассматривались в качестве основных претендентов на участие в формировании нового правительства. Впрочем, несогласованность их действий привела к тому, что один из фаворитов – коалиция партий «Прогрессивная Словакия» и «Вместе» – не сумел пройти в парламент.

Марина Колесникова "Контуры морской политики ЕС – 2020: председательство Хорватии в Совете ЕС". Аналитическая записка №6, 2020 (№189)

В январе 2020 года Хорватия представила профильным комитетам Европейского парламента сведения о приоритетах своего председательства в Совете Европейского союза, информация о которых была включена в национальную программу. Инициативы, предложенные Хорватией, демонстрируют курс ЕС на экологизацию и цифровизацию, в том числе в морской сфере. В записке анализируются дальнейшие направления и перспективы развития отдельных областей морской политики ЕС, в частности, «синей экономики».

Олег Охошин "Объединенная Ирландия: Шинн Фейн на пути к подготовке референдума". Аналитическая записка №5, 2020 (№188)

25 февраля 2020 года в Дублине прошло публичное собрание партии Шинн Фейн, которая запланировала провести голосование среди ирландцев по вопросу объединения Ирландии. В случае положительного результата у партии возникнут весомые основания для того, чтобы потребовать от британского правительства соответствующий референдум. На фоне последних событий позиции Шинн Фейн усилились – её северному крылу во главе с Мишель О’Нил удалось заключить соглашение с юнионистами и восстановить работу Североирландской Ассамблеи в январе 2020 года, а южное крыло, возглавляемое Мэри Лу Макдональд, заняло второе место на парламентских выборах в Республике Ирландия в феврале 2020 года. План объединения Ирландии после брекзита становится для ирландских националистов еще более достижимым в условиях, когда Соединенное Королевство занято переговорами с ЕС.

Владислав Белов «Северный поток – 2» в контексте Мюнхенской конференции по безопасности. Аналитическая записка №4, 2020 (№187)

В докладе, опубликованном накануне Мюнхенской конференции по безопасности (14-16 февраля 2020 г.), особое внимание эксперты уделили рискам, связанным с осуществлением проекта «Северный поток – 2». В основном, они повторили тезисы, которые официальный Вашингтон последовательно озвучивает с середины 2017 г., обосновывая «справедливость и объективность» введения санкций против участников проекта. Лейтмотив: поставки российского газа через 3 и 4 нитки морского газопровода угрожают энергетической безопасности и суверенитету Евросоюза – основному партнёру США, а, значит, и самим Соединённым Штатам. Дискуссии вокруг «Северного потока – 2» продолжились на самой конференции. Они показали отсутствие единства по этому вопросу среди американских и европейских участников. В этой записке автор анализирует прошедшие дискуссии в Мюнхене, а также состояние и перспективы реализации одного из крупнейших проектов «Газпрома» и его партнёров в Европе.

Ольга Потемкина "Европейский союз в поисках идеальной системы управления". Аналитическая записка №3, 2020 (№186)

Аналитическая записка приурочена к началу подготовки Конференции о будущем Европы, которая призвана стать платформой для объединения мнений институтов ЕС и государств-членов, а самое главное, обеспечить прямое участие граждан ЕС в обсуждении приоритетных задач Евросоюза на среднесрочную перспективу. Автор анализирует позиции Европарламента, Комиссии и Совета ЕС, представленные накануне меж-институциональных переговоров, и делает вывод о значительных расхождениях в представлениях институтов ЕС об организации Конференции, что, несомненно, затруднит разработку и принятие совместной Декларации. Главный камень преткновения – изменение Договора о ЕС для проведения институциональной реформы, на этом настаивает Европарламент, в то время как Совет ЕС не высказывает никакого энтузиазма по данному поводу.

Леонид Ходов "О финансовых задачах новой Европейской комиссии". Аналитическая записка №2, 2020 (№185)

1 декабря 2019 года начала работать Европейская комиссия (ЕК) нового состава под руководством бывшего министра обороны ФРГ У. фон дер Ляйен, назначенной Европейским парламентом. Предыдущая ЕК под руководством Ж.-К. Юнкера добилась за 5 лет заметных успехов. Но сохранился и целый ряд нерешенных проблем, в первую очередь: совершенствование финансового механизма из-за ухудшения хозяйственной конъюнктуры в ЕС, незавершенный брекзит, социальная напряженность, увеличение военных расходов стран НАТО. Финансовым задачам, стоящим перед новой ЕК, посвящена предлагаемая статья.

Владислав Белов "Тюрингия: новое политическое землетрясение в Германии". Аналитическая записка №1, 2020 (№184)

5 февраля 2020 г. совершенно неожиданно для политического истэблишмента Германии ландтаг федеральной земли Тюрингия вопреки прогнозам избрал её премьер-министром не Бодо Рамелова из партии «Левая», а представителя Свободной демократической партии Томаса Кеммериха. Это произошло благодаря голосам ХДС, СвДП и правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), находящейся в оппозиции как на земельном, так и на федеральном уровне и являющейся для других этаблированных партий нерукопожатной. Впервые в новейшей истории ФРГ политически важное решение об избрании главы земельного правительства фактически приняла АдГ, что вызвало массовую критику поведения христианских и свободных демократов. В записке анализируется подоплека событий и их последствия для политического ландшафта Германии. 

Юрий Рубинский "Франция: «второй акт» Э. Макрона". Аналитическая записка №32, 2019 (№183)

Начало осенью 2019 г. очередного политического сезона во Франции было отмечено подведением итогов первой половины 5-летнего президентского мандата Э. Макрона и определением его планов на будущее. Глава государства твёрдо намерен продолжать курс на радикальное обновление экономической и политической системы Пятой республики, но обещает существенно смягчить методы достижения поставленных целей с учётом уроков социальных кризисов предыдущего периода, чтобы успешно подготовиться к следующим президентским выборам 2020 г.

Владимир Верников "Португальские социалисты сохранили власть". Аналитическая записка №31, 2019 (№182)

На состоявшихся 6 октября 2019 г. в Португалии парламентских выборах победу одержала Социалистическая партия, которая завоевала свыше 30% голосов. Такой убедительный результат прогнозировался политическими наблюдателями после четырехлетнего пребывания социалистов у власти и очевидных успехов страны в преодолении экономического кризиса. У партии хорошие шансы создать устойчивое правительство меньшинства в союзе с другими левыми силами и фактически повторить сценарий предыдущей легислатуры, продержавшейся весь отведенный ей Конституцией срок после выборов 2015 г.

Наталия Плевако "О предложении Д. Трампа купить Гренландию". Аналитическая записка №30, 2019 (№181)

Намерение Д. Трампа купить Гренландию вызвало широчайший отклик в мировой политике. Незамедлительный отрицательный ответ последовал как от Дании, так и от Гренландии. Американский президент воспринял это как неуважение к США и отменил свой визит в Данию. Причин заинтересованности Соединённых Штатов в покупке острова достаточно много: от геостратегических до экономических и политических. Среди прочего, остров богат полезными ископаемыми, некоторые из которых остро востребованы уже в настоящее время. Кроме того, «торговая война» с Китаем стимулирует США уменьшить его растущее влияние в Гренландии.

Юрий Рубинский "Россия – Франция: диалог продолжается". Аналитическая записка №29, 2019 (№180)

Призыв президента Э. Макрона «переосмыслить» в позитивном ключе отношения с Россией дал старт серии контактов на разных уровнях, итогом которых стало сближение подходов сторон к ряду конфликтных ситуаций. Вместе с тем, инициатива главы государства нашла неоднозначный приём у ряда партнёров Франции по ЕС, НАТО и части её собственной политико-административной элиты, что способно ограничить практическую отдачу диалога между Москвой и Парижем.

Елена Ананьева "Британия на грани законности". Аналитическая записка №28, 2019 (№179)

Тереза Мэй балансировала между двумя фракциями в Консервативной партии (бремейнеров и брекзитеров), осознавая, что опора лишь на одну из них недостаточна для удержания власти в качестве лидера партии и сохранения единства тори. Ее преемник Борис Джонсон решил ослабить своих противников, депутатов-бремейнеров, ценой утраты большинства в парламенте. Конституционные устои Британии проходят испытание на прочность. Удастся ли новому премьер-министру добиться цели – победы Консервативной партии на неизбежных досрочных выборах и брекзита 31 октября?